Вы здесь: Главная Учительские проблемы Сохранение здоровья и эмоционального благополучия пятиклассников в период адаптации
В связи с этим актуально предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5 классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка в данный период.
1. Развитие у учащихся навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;
2. Знакомство учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни, создание условий для снижения тревожности.
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.
Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.
Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности.
Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле- еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
- Понимать трудности с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
-Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
-Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
-Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
- Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).
- Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.
- Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
- Учитывать, что высокий темп – одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
- Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
- Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
- Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
- Создавать обстановку успеха.
- Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
- Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, психологом и учителем начальной школы.
- Налаживать эмоциональный контакт с классом.
- Совместно с психологом, сопровождающим 5-е классы, помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками (для этого необходимо помочь новым ученикам запомнить имена одноклассников, фамилии, имена, отчества учителей-предметников, проводить беседы и игры, позволяющие детям лучше узнать друг друга и т. д.).
- Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников;
- Осуществлять психологическую поддержку ребенка.
Для этого необходимо:
Опираться на его сильные стороны.
Избегать подчеркивания промахов.
Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.
Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.
Внести юмор во взаимоотношения с детьми.
Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.
Уметь взаимодействовать с ребенком.
Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.
Принимать индивидуальность каждого ребенка.
Проявлять эмпатию и веру в учеников.
Демонстрировать оптимизм.
Поддержать можно посредством:
- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»);
- высказываний («я горжусь тобой», «мне нравиться, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);
- прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);
- совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);
- выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).
1. Развитие мышления:
· умение выделять главное и обобщать;
· умение разделять существенные и несущественные признаки предметов;
· умение сравнивать;
· умение рассуждать;
· умение делать выводы;
· умение доказывать.
2. Развитие памяти:
· умение организовать процесс не механического, а логического, осмысленного запоминания, умение пользоваться средствами заучивания;
3. Развитие внимания:
· произвольность внимания;
· устойчивость внимания в течение урока.
4. Развитие речи:
· понимание смысла изученных понятий;
· связное изложение своих мыслей;
· умение доказать свою мысль;
· достаточный словарный запас;
· грамотность (в соответствии с программными требованиями по русскому языку).
1. Общие требования, касающиеся общения:
· умение сочувствовать и сопереживать;
· уважение ко всем людям;
· неагрессивность;
· способность к поиску новых форм поведения взамен неэффективных.
2. Общение со сверстниками:
· умение работать в группе, в паре;
· умение общаться со сверстниками вне учебной деятельности:
- умение разрешать конфликты мирным путем.
3. Общение с классным руководителем, учителями:
· умение устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне учебной деятельности;
· отсутствие боязни учителя, уважение к учителю.
4. Соблюдение социальных и моральных норм:
· способность к ответственному поведению;
· понимания и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм, правил поведения.
5. Отношение ученика к себе:
· положительное восприятие себя;
· отсутствие агрессивности («Я не считаю других виновными в моих трудностях»);
- Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
- Учитывать, что высокий темп – одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
- Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
- Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
- Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
- Создавать обстановку успеха.
- Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
- Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, психологом и учителем начальной школы. Налаживать эмоциональный контакт с классом.